Истории успеха: Александр Рафиков

Александр Рафиков
Профессиональная карьера Александра Рафикова, нынешнего генерального конструктора ЗАО ГК «Электрощит» – ТМ «Самара», начиналась 40 лет назад. Как ни трудно сегодня представить, он мог бы так и не поступить в Политех и не стать ведущим конструктором крупного предприятия, если бы не… угроза холерной эпидемии.

Его отец Борис Рафиков посвятил себя энергетике и всю жизнь проработал на заводе Электрощит Самара. Однако Александр с товарищами после 8 класса решил пойти другим путём и поступить в мореходное училище. Втайне от родителей подростки купили билеты до Астрахани, где и предполагалось постигать азы морского дела, но летом 1969 года, когда вдруг резко ухудшилась эпидемиологическая ситуация, речные порты Куйбышева и Астрахани закрыли и выехать ребятам не удалось. Поскольку возвращаться в школу не хотелось, Александр Рафиков поступил в энергетический техникум. На третьем курсе возник интерес к профессии, ярко проявившийся во время семимесячной производственной практики на заводе Электрощит Самара. После успешного окончания учёбы и службы в армии в 1975 году Александр пришёл работать на это предприятие, с которого уже никогда не уходил. Приняли его сразу на должность конструктора, однако через некоторое время молодой специалист ощутил нехватку технических знаний и поступил на вечернее отделение политехнического института.

Вскоре Александра Рафикова выбрали секретарём заводского комитета комсомола. – При ненормированном рабочем дне я далеко не всегда мог попасть на занятия в институт, поэтому прилежным студентом меня назвать было нельзя, – улыбается Александр Борисович. – Но учиться в Политехе при наличии базовых знаний, полученных в техникуме, и опыта работы было легко. Например, все первокурсники боялись сдавать «начерталку», а я задачи по этому предмету решал, будто семечки щёлкал. На занятия в институт Александр ездил несколько раз в неделю с Красной Глинки. Чтобы успеть вечером на последний автобус 1-го маршрута, останавливавшийся на Верхней Полевой, нужно было уходить в середине последней пары. 50-й маршрут появился позже. Когда его открыли, студенты-вечерники Политеха вместе с коллегами из строительного института направили письмо в горком КПСС с просьбой установить время отправления последнего автобуса 22 часа. Их просьбу удовлетворили.

По истечении срока комсомольской работы было принято уходить на производство, и Александра Рафикова назначили старшим мастером в один из самых ответственных цехов завода – электромеханический. До сих пор он помнит первый рабочий день на новом месте. – Я пришёл на работу в светлом костюме, как в комитет комсомола. На малярном участке с автоматической линией дал распоряжение стропальщикам загрузить бочку химикатом. Те загрузили и плохо её закрепив, начали поднимать вверх. При падении у бочки выбило крышку, и меня с головы до ног окатило находившейся в ней жидкостью. Когда президент Горбачёв объявил борьбу за качество, на предприятиях были созданы службы госприёмки.

В Электрощит Самара такую службу возглавил Александр Рафиков. По его словам, в этот период он научился хорошо ориентироваться в правовой и технической документации, взаимодействовать с руководством завода. А когда эра госприёмки подошла к завершению, Рафикова пригласили на должность начальника конструкторского бюро. Со временем Александр Борисович стал заместителем главного конструктора, заместителем технического директора, техническим директором, а затем генеральным конструктором. Сейчас под его началом работает 110 конструкторов, 80% из них – в возрасте до 40 лет. Главными кузницами кадров для конструкторской службы Электрощит Самара являются студенты СамГТУ и СГАУ.

– Конструкторы – это люди, думающие о завтрашнем и послезавтрашнем дне предприятия, – рассказал о специфике профессии Александр Рафиков. – Хорошим конструктором стать не просто: нужны усидчивость, вдумчивость и терпение. Главными достоинствами конструктора Александр Борисович считает способность принимать нестандартные решения и неудовлетворённость своими результатами:

– Сегодня он представил техническое решение, которое всем нравится, а утром следующего дня должен осознать, что в нём есть недостатки. К своим разработкам хороший конструктор всегда относится критически.

Молодых специалистов генеральный конструктор регулярно направляет на международные выставки в Германию, Китай – посмотреть, в каком направлении развивается энергетика, почерпнуть новые идеи. Если ещё несколько лет назад считалось, что будущее – за элегазом, то теперь «мир идёт к твёрдой изоляции»: КРУ с твёрдыми изоляционными системами малогабаритны и не нуждаются в техническом обслуживании весь срок эксплуатации.

Раз в неделю Александр Рафиков проводит техучёбу для персонала и всегда просит молодых конструкторов выступать с сообщениями, высказывать любые идеи, убеждать слушателей в собственной правоте. – Я часто с ними соглашаюсь, принимаю их точку зрения. Ни в коем случае нельзя давить авторитетом, продвигая своё мнение, – убеждён генеральный конструктор.

В процессе дискуссий рождаются верные решения. А потом конструкторские чертежи попадают в цех новой техники, где появляются на свет изделия, которых производство ещё не знало. Этот экспериментальный цех, по словам Александра Рафикова, должен стать для конструкторов вторым домом.

– Под руководством опытного наставника сам не заметишь, как начнёшь создавать что-то новое, – говорит он, основываясь на личном опыте. – Главное – стремиться не повторять уже ранее придуманного, ориентироваться на перспективу. Конструктор – профессия творческая!