Электрощит Самара в апреле был включен в перечень системообразующих предприятий российской экономики в сфере энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности. Вице-президент по стратегии и развитию бизнеса Михаил Мартынов рассказал об управленческом опыте в новых реалиях и приоритетах в стратегии развития предприятия.
— Сказалась ли на бизнесе производственная пауза, связанная с пандемией коронавируса? Как оперативно вы отреагировали на изменения, новые экономические реалии?
— Включение в перечень системообразующих предприятий позволило нам продолжить производственную деятельность, обеспечивая безопасность энергообъектов страны. За период ограничений Электрощит Самара останавливал работу в общей сложности на восемь дней, при этом сотрудники самых значимых для бесперебойной деятельности завода цехов выполняли свои обязанности. Например, подразделение по производству трансформаторных подстанций и аппаратов. Также мы продолжили производить распределительные устройства (КРУ-СЭЩ-63, КРУ-СЭЩ-70 и НКУ), в первую очередь для предприятий промышленности, транспорта и топливно-энергетического комплекса.
Непродолжительный простой оказался ценным, чтобы адаптироваться и внедрить необходимые меры для защиты сотрудников. Нам было важно минимизировать риски передачи вируса и учесть все требования Роспотребнадзора, чтобы продолжить производство как системообразующее предприятие. Благодаря широкому комплексу мер социального дистанцирования и регулярной дезинфекции удалось успешно поддержать непрерывность производства. Офисные сотрудники практически сразу же были переведены на удаленную работу. Обеспечить удаленную работу 800 человек, колл-центра, развернуть стабильную IT-инфраструктуру — достаточно серьезный вызов. Сейчас потери в производительности сведены к минимуму.
Работа в новых реалиях позволила нам получить интересный управленческий опыт. В режиме онлайн невозможно постоянно контролировать сотрудников, здесь важна их сознательность. В непривычных условиях люди испытывают стресс и тревогу, поэтому мы уделили особое внимание психологической безопасности коллег на удаленной работе. Стиль управления при этом кардинально меняется. При работе из дома он более мягкий, консультационный. Нам удалось сформировать положительный информационный фон. Работники вовлечены в онлайн-встречи, видеоконференции. Живые диалоги, постоянные коммуникации позволяют выполнять поставленные задачи на том же уровне, что и до пандемии коронавируса. В настоящее время мы сохраняем лимит одновременного присутствия сотрудников в офисе — не более 25%, а также строгие правила по социальному дистанцированию.
— Ваши заказчики тоже являются системообразующими организациями России, что требует бесперебойной работы, поставок и логистики. Предприятию удалось сохранить прежние объемы?
— Нам почти удалось вернуться на плановый производственный уровень. На фоне пандемии коронавируса были определенные сложности с поставками комплектующих. Особенно это касалось продукции из Европы и Китая. Нам всем необходимо понимать, что мировая экономика сильно зависит от поставщиков в различных странах. В случае сбоя в одном из государств глобальные цепочки поставок нарушаются и возникают серьезные проблемы. Именно поэтому сегодня очень востребован и актуален курс на локализацию производства. Тут важно отметить, что в условиях пандемии российские поставщики нас не подводили. На производстве ключевых продуктов — ячеек среднего напряжения — уровень локализации у нас составляет 90%, этот показатель постоянно растет. И на стопроцентный уровень выйти вполне реально.
Удалось не только организовать непрерывную работу сервисных подразделений, но и внедрить новые бизнес-решения, например, удаленный шеф-монтаж оборудования. Впервые проведены контрольные сборки и испытания оборудования для нужд Кочубеевской ВЭС в онлайн-режиме в присутствии представителей АО «ВетроОГК».
— Что такое Электрощит сегодня: с какими итогами предприятие вошло в 2020 год, каким вызовам должно сегодня отвечать?
— В начале 2019 года, как вы знаете, произошла смена руководства компании. Была сделана определенная ставка на улучшение финансовых показателей. По результатам года нам удалось сократить убытки практически в два раза, что является серьезным и быстрым достижением для предприятия подобных масштабов. В первом квартале текущего года показали уровень безубыточности, он стал хорошим продолжением этой тенденции. Сегодня компания демонстрирует рост заказов на 25%. Постоянные расходы постепенно снижаются, переменные соответствуют загрузке. Дефицит денежного потока при этом отсутствует. У предприятия существует трехлетний план развития, позволяющий контролировать деятельность и двигаться в правильном направлении. Конечно, коронавирус не останется незамеченным, и его негативное влияние на экономику очевидно. По прогнозам ЦБ РФ и Минпромторга, российская экономика может сократиться на 6% в этом году. Но мы по-прежнему намерены активно участвовать во всех масштабных проектах страны и в целом достаточно позитивно смотрим на 2020 год — планируем выйти на те показатели, которые для себя ставили относительно прибыльности. В приоритете не объем продаж, а именно прибыльность производства.
— Каковы приоритетные направления в стратегии развития предприятия?
— В первую очередь — расширение рыночного присутствия в ключевых отраслях и выход в новые сферы, улучшение продуктового портфеля и ставка на локализацию производства. У нас хорошие позиции в нефтегазовой отрасли, электрических сетях. Возможности для роста — это добыча полезных ископаемых, металлургия и промышленность. Как я уже сказал, мы достигли 90% локализации ячеек среднего напряжения. Сейчас работаем над тем, чтобы получить сертификат локального поставщика в Минпромторге РФ и Торгово-промышленной палате. И, разумеется, продолжаем развивать локализацию совместно со Schneider Electric. Это партнерство дает нам доступ к самым передовым технологиям, благодаря нему появился такой уникальный продукт, как новая ячейка КРУ-СЭЩ-80, соответствующая не только всем новым ГОСТам, но и международным стандартам сертификации МЭК. Мы единственный поставщик на рынке РФ, который может предложить такую локализованную на 100% ячейку. Еще одна инновационная разработка — это низковольтные комплектные устройства BlokSet-СЭЩ.
Важным событием в этом году стало вхождение в состав акционеров предприятия Российского фонда прямых инвестиций. На базе активов завода РФПИ и Schneider Electric создали совместное предприятие. Нам удалось получить вложения в размере 3 млрд руб. от РФПИ, эти инвестиции будут направлены на дальнейшую модернизацию производства, сохранение рабочих мест, разработку и внедрение технологических инноваций и расширение географии проектов. Мы становимся все более независимыми от материнской компании, диверсифицируем свой портфель, сами выбираем поставщиков продукции. Кроме того, у РФПИ очень большой опыт взаимодействия с государством. Консультационная поддержка на этом направлении, в плане прохождения различных сертификаций (например, подтверждение статуса локального поставщика), очень важна для нас.
— Какие особенности отраслевого российского рынка вы бы отметили, что отличает его от европейского?
— У нас самая большая в мире страна, в которой присутствуют практически все отрасли экономики. Если говорить о широте экономики с точки зрения отраслей, то ни одна другая страна, наверное, кроме США, не имеет такого многообразия. Помимо базовых добывающих отраслей, есть и сложные наукоемкие сферы, например аэрокосмическая, фармацевтическая. Электрооборудование востребовано во всех сферах. С одной стороны, такое многообразие дает большие возможности. С другой — в каждой отрасли есть свои специфические требования, которые мы должны понимать и удовлетворять, чтобы быть конкурентоспособными. Для компании важно наличие глубокой экспертизы в различных сферах. Только так возможно участвовать в мегапроектах. В частности, Электрощит сейчас осуществляет поставки подстанций на Амурский ГПЗ совместно с иностранными технологическими EPC-подрядчиками, такими как Maire Tecnimont Group.
Отдельно стоит сказать про ВИЭ — сейчас это одна из самых динамично развивающихся в России отраслей промышленности. Электрощит имеет большой опыт успешных поставок продукции и для солнечных электростанций, и для ветроэнергетических установок. Мы активно работаем с компанией «НоваВинд», это дочерняя структура «Росатома». На ее объект, Адыгейскую ветровую электростанцию, в минувшем году мы поставили 60 комплектов трансформаторных подстанций. В этом году идут поставки 84 комплектов КТП на второй объект ветропарка в Ставропольском крае — Кочубеевскую ВЭС. С энергокомпанией Fortum мы реализовывали проекты двух ветропарков и тоже поставляли высоковольтные подстанции.
— Как меняется география ваших зарубежных партнеров, с кем вы сотрудничаете, кто больше других заинтересован в продукции компании и почему, каковы конкурентные преимущества предприятия?
— Если мы говорим про иностранные рынки, то работать там достаточно непросто. Необходима специфическая сертификация, при этом довольно сложно конкурировать с местными поставщиками. Хорошо себя чувствуем на евразийском рынке, там пользуются спросом автоматические выключатели, ячейки. В частности, Электрощит Самара поставляет ячейки на АЭС «Руппур» в Бангладеш в качестве подрядчика «Росатома». Взаимодействуем с иностранными технологическими подрядчиками, работающими на российском рынке. Это и строительство Амурского ГПЗ, и проект мусоросжигательных заводов. Для крупнейших игроков рынка мы являемся понятным и предсказуемым партнером.
— Как влияет на деятельность компании цифровая трансформация? Какие усилия требуется прикладывать, чтобы оставаться сильным, надежным и эффективным игроком отрасли, на что вы делаете ставку?
— Непростая ситуация с коронавирусом дала интересный толчок для развития цифровизации в различных сферах. Очевидно, что экономика уже совершенно точно будет другой. И мы научились вещам, которые раньше не умели, в том числе получению информации онлайн. Сейчас мы активно практикуем донесение информации до наших партнеров и заказчиков с помощью вебинаров. Раньше собрать людей онлайн было тяжело, это было возможно только на живых мероприятиях. Цифровые направления все более востребованы, и это уже не изменится.
Мы продолжаем инвестировать в образование, в знания студентов об электрооборудовании. В частности, проводим конкурс для студентов «Энергия вашего будущего», в нем участвуют более 100 студентов из 7 вузов по всей России. Открываем обучающие центры, повышая таким образом интерес к электротехнике среди будущих специалистов. Так, в конце июня было отгружено оборудование для обучающего центра в Самарском государственном университете путей сообщения. Также мы предоставляем материалы, которые встраиваются в учебную программу, например в формате тех же вебинаров. В дальнейшем планируем расширить число вузов, с которыми будем сотрудничать.
— В чем для компании заключается движение к прибыльному росту?
— Прибыльный рост, как правило, является следствием повышения эффективности работы и улучшения производительности труда. В компании давно практикуется формат, при котором любой сотрудник может выступить с инициативой улучшения какого-либо производственного процесса. Это увеличивает наши показатели, как показала практика. В 2019 году в рамках инициативы «Проектный офис» было запущено в работу около 500 предложений.
Очень важным элементом является цифровизация, она присутствует практически во всех сферах. Внедрение каких-либо элементов интернета вещей (IoT) может повысить эффективность наших продуктов для заказчиков. Например, мы можем измерять температуру шин, которая будет передавать информацию о работе оборудования и риске аварии. Можем внедрить в наши трансформаторы информацию об уровне масла. Все эти решения из сферы IoT позволяют непрерывно мониторить статус аппаратуры, на основе чего операторы могут, опять же, удаленно принимать различные решения и минимизировать риск аварий. Можем собирать информацию об энергопотреблении с различных точек и систематизировать ее, это также позволит нашим клиентам повысить энергоэффективность оборудования.
Будем также внедрять новые меры автоматизации и цифровизации в рамках собственного производства. Уже сейчас мы внедряем QR-коды для автоматического отслеживания процесса сборки наших изделий. В этом случае на каждом этапе мы понимаем, какое количество времени было затрачено на производственный процесс, что позволяет оценивать эффективность и соответствие регламентам. С помощью QR-кодов организован электронный доступ к информации по документации наших продуктов. Это направление будет развиваться и дальше: без автоматизации и интернета вещей представить будущее невозможно. Таким образом, именно цифровизация — это тот тренд, который позволит компании Электрощит Самара и дальше быть конкурентоспособным и энергоэффективным предприятием на рынке.